...

Экономика. Выход должен быть.

Краткое содержание: Азамат Токбаев. Понимаю, легко давать советы, не принимая непосредственного участия в практической реализации тех или иных проектов или решений и, что самое главное, — не беря на себя ответственность за конечный результат.

Азамат Токбаев. 

Понимаю, легко  давать   советы, не принимая непосредственного участия  в практической реализации  тех или иных проектов или решений  и, что самое главное,  —  не беря на себя ответственность за конечный результат.  Тем не менее, я решил  написать  этот текст, но не как предложение  к  действию, а как  предложение  к  обсуждению  и  выработки  возможно  наиболее лучших и более рациональных  решений. Необходимость такого обсуждения,  безусловно,  уже давно назрела и это видно по многим публикациям на эту тему, появившимся в последнее время.

Предварительно  хочу обратить внимание  на  следующее: любые решения,  вырабатываемые  властью  в  экономике,  конечной целью имеют  только  одно: подъем и дальнейшее улучшение  уровня  жизни  граждан,  которые  содержат  эту власть. Другой альтернативы  этому  нет, —  это критерий  всех   решений  власти  в сфере экономики,  а не  какие — то там темпы  роста  ВВП, сокращение дефицита  бюджета или  снижение объема внешнего долга.  Нельзя добиться ни  того ни другого не третьего  не решив  проблему эффективности функционирования экономики и, как следствие, роста  реальных доходов и  зарплат граждан страны.

 

В этой связи, для лучшего понимания настоящего положения в экономике Кыргызстана, именно с точки зрения уровни жизни народа, напомню некоторые данные  НСК КР.

Средняя  месячная заработная плата (начисленная, до  удержаний) по данным на 01.01.2021  – 17.9 тыс. сомов  на душу.

Средние  денежные  доходы на душу  72.2 тыс. сомов  в год.

Общая черта  бедности  32.9 тыс. сомов  на душу в год. Это по данным 2019 года, что составляет — 20.1%  населения страны (в сельской  местности- 23.2%).

ВВП (на 01.01. 2021 г),  темп роста — минус 8.4%;  1-й кв. 2021 \ 1-й кв. 2020 г. минус 9.4%.

Общий  внешний долг – 7.2 млрд. долл. США (92% к ВВП).

Государственный внешний долг (госбюджет) -4.2 млрд. долл. США (53.8% к ВВП ).

Учетная ставка НБ КР- 6.5% (в 1 кв.2021).

Инфляция (январь — декабрь 2020) -6.3%; март 2021\март 2020 -10.2%; 1-й кв. 2021- 3.2% .

Баланс  международных  инвестиций КР. (1-е полугодие 2020 г.)

Активы – 5.6 млрд. долл. США (включая неприкасаемые валютные резервы НБ КР -2.4 млрд.  долл. США).

Обязательства -12.4 млрд.  долл. США.

Исходя из  этих  данных  статистики,  можно сделать  вывод о том, что  экономика Кыргызстана подошла к  черте,  за которой неизбежен финансовый  кризис.   И при этом  на сегодня, в ней нет потенциала необходимого  для того, чтобы избежать  этого.

Естественно, здесь  вполне уместен  вопрос о том,  что  явилось основанием  для такого вывода?

Прежде всего, заметьте, что сумма объемов потребления и инвестиций в Кыргызстане из года в год превышает  использованный  ВВП, причем это превышение все время происходит за счет объема потребления,  формирующего дефицит текущего счета платежного баланса. В такой ситуации обычно требуется:  или соответствующий рост  ВВП и экспорта в нем,  или сокращение потребления;  если же невозможно и то, и другое, то тогда требуется внешнее или резервное финансирование этого дефицита.

Очевидно, что сегодня невозможно быстро добиться таких темпов  роста ВВП или снижения  потребления. Это обусловлено  тем, что    уже  многие  годы кыргызский импорт составляет от 40%  до  50%  ВВП,  а  среднедушевой  доход  домашних  хозяйств по данным  2019  года  составил 5.7 тыс. сомов  в месяц, обусловив  среднемесячные   потребительские  расходы  на душу лишь в 3.3 тыс. сомов. Так что остается  последняя альтернатива: или  золото- валютные резервы, или  внешние займы.  А это  основная болевая  точка нашей экономики — нет прорыва  в экспорте и низкий  размер валютных резервов. Отсюда  возможный  сценарий  развития ситуации  вполне  предсказуем.

Смотрите, сумма  ежегодного обслуживания внешнего долга  уже достигла  почти 40% от годовой экспортной  выручки.  При  этом еще Кыргызстану   приходится  на  постоянной  основе:

во-первых,  закупать так называемый,  критический импорт (ГСМ, фармацевтика, газ) не говоря  уже о достаточно широкой номенклатуре,  не производимых в стране, товаров  повседневного спроса;

во-вторых, финансировать содержание посольств и представительств, а также участие  в различных международных организациях  и  даже загранкомандировки госчиновников  и депутатов.    Кроме всего этого  надо также учесть:

-уже  замеченную всеми экспертами тенденцию роста  цен  на  продовольственные товары  на мировых рынках,  кстати,  в России  только за период январь- апрель 2021 года, цены  на продтовары выросли более чем на 7%;

-необходимость в расчетах  уменьшить  объем экспортной выручки  на сумму реэкспортируемого импорта.

В этой ситуации любое заметное увеличение  дефицита  текущего счета платежного баланса  неизбежно отразится  на валютном рынке  и  тогда  любая  задержка или отказ   в  представлении внешнего  кредита поставит НБКР  перед выбором: или  обменный курс,  или  золото- валютные резервы. Нет сомнения в том, что относительно низкое  значение последних в  уже отмеченном соотношении  активов и обязательств  в  международном  инвестиционном балансе, неизбежно определит принятие решения  НБ КР  в   пользу сохранности  резервов,    обусловив  этим обесценение сома и  бегство  капиталов  из страны.  И тогда кыргызская  экономика  перейдет черту.

Безусловно,  сегодня требуются не  стандартные решения,  обеспечивающие  быстрый  выход  из  этой  ситуации  и  только  затем  можно будет позволить  себе  разработку   и  практическую реализацию  проектов и решений,  ориентированных  на   три  или пять   лет  для внесения  кардинальных  изменений в структуру  нашей экономики,  а также  в  состав требований политик,   обеспечивающих ее функционирование.

Поэтому,  особо  не  отвлекаясь  на меры, которые  необходимы, но требуют    более  долгого    периода времени для выявления  результатов и   анализа    последствий,   в первую очередь,  надо рассмотреть  решения и меры,   на мой взгляд,  позволяющие  остановить,  неуклонное разрастание  проблемного  комплекса,  в конце концов,  приводящее  к  дефолту.

Естественно,  на период  реализации  экстренных мер, целевая  установка, это: добиться  тенденции роста  экспорта  товаров и услуг на основе долгосрочных контрактов  и,  при этом, с большей долей  добавленной стоимости и конкурентных  на внешних рынках.

На мой взгляд, для этого надо:

— снизить налоговые ставки для частного бизнеса без существенного  сокращения расходной части  и  увеличения  дефицита  бюджета;

-решить проблему  невозвратных  кредитов  банковской системы;

-ликвидировать  основные  препятствия на  пути прямых  иностранных инвестиций.

При этом,  основной    результат  этих изменений, должен сложиться  в   создание  в экономике  такой бизнес – среды, которая   обеспечит  как можно более  низкую налоговую нагрузку частному бизнесу  и,  что особенно важно, — в сравнении  с  соседними  странами,  а также его свободное и максимально конкурентное  функционирование  на рынке.

Получается, что в части государственного бюджета перед властью  стоит не простая задача:  при  снижении   налоговых ставок,     не  допустить   сокращения  в  финансировании статей его расходной части, а также  роста дефицита. В этой связи, важно придерживаться  всем известного принципа: ключ к понижению налогов — конкуренция.  Максимально свободная  конкуренция в  частном бизнесе, обязательно обусловит рост  его производительности,  а бюджету — возможность сокращения налоговых ставок. Вообще- то,  на первых порах,  пополнение доходов бюджета  может быть достигнуто за счет: отказа от адресных льгот, улучшения  администрирования  и  возвращения  «теневиков». Ведь  всем понятно, что  в  критической ситуации в экономике всегда  следует стремиться к равномерности в налоговом  «климате»,  которое  вместе  с уменьшением  налоговых ставок,  явиться  стимулом  к постепенной легализации  «теневого»  бизнеса.

Напомню еще  одно   важное условие,  учет которого необходим при  формировании государственного  бюджета. Это предварительное  решение   о том,   как  распределить,  необходимые  обществу производства услуг  между  государственным и коммерческим секторами,  причем  отдельно от  обязательно широкого использования  аутсорсинговых  контрактов. При этом, во-первых, это  решение должно  вырабатываться  и приниматься  заново  каждый  год,    с  учетом  изменений  произошедших  в   структуре бизнес — среды   экономики  в предыдущем периоде; во- вторых,  это решение никогда не будут  эффективными,   если стоимость конкретного участия   государства   в производстве услуг неясно и непонятна гражданам страны. Ведь одно  дело, когда определенные услуги государства финансируются  прямо  за счет  соответствующих  налоговых поступлений  и совсем  другое, когда  какая-то часть деятельности государства  финансируется  за счет  привлечения  заемных средств,  используемых  для финансирования дефицита, но обслуживание которых, производится  за счет  налогов.

Понимание  этого связано с  важнейшей  функцией  налогов в  свободном обществе,  которая  состоит  в  определении цены того, сколько  стоит  работа  власти, а также  информирование  населения  о том,  сколько следует платить за то, что люди  требуют  от государства.

Именно  такое  понимание  и  такая проработка  фискальных  решений,  определяется как  открытый  процесс  формирования бюджета.

В последние годы в Кыргызстане   налоговые  поступления  в  бюджет составляют  около  20% ВВП. При этом  чистые  налоги  (за минусом  субсидий) колеблются  в районе – 13- 14% ВВП. Так что  доведение  доли  налогов в ВВП  до 15%  — это нормально,  при условии:

-увеличения    налоговой базы  только путем  ее  расширения;

-четко   целевого (направленного на создание потенциала развития) дотационного    финансирования  второго  уровня.  Известно,  что  при учете существующих  различий:  в спросе на местные услуги, в  окружающей среде и природных ресурсах, — целевые трансферты  значительно повышают  эффективность  такого распределения. Также  нельзя упускать из вида вопросы уже назревшего обновления структуры налоговой автономии, обеспечивающей более  эффективное  исполнение  бюджета. Кстати,  это предложение  вполне может  быть учтено  и обсуждено в  настоящее время проводимой  работе  по внесению  изменений  в Налоговый Кодекс.

Прошлогоднее значительное снижение  экономической активности в стране, не могло не отразиться  на  банковской системе. Сегодня  в коммерческих банках  более 11% кредитного портфеля    составляют  классифицированные  кредиты.  При этом  ни для кого не секрет,  что отмеченные  выше  условия,  вызывающие  ситуацию  дефолта, к тому же еще «подогретую» не возвратом кредитов,  в первую  очередь    отразятся на   коммерческих банках,  вызывая  ажиотажное снятие  денежных средств  со счетов    депозитов.

Поэтому  освобождение  балансов  банков  от  груза   плохих кредитов, это сегодня  первейшая  задача  власти. Вот один  из возможных вариантов решения  этой проблемы.  Все эти классифицированные кредиты  передаются   МинФину КР и   им  реструктуризируются (период, ставка % и т.д.),  а  затем  администрируются, естественно,  с учетом  подготовительного  периода (создать специальное подразделение, набрать персонал  и т.д.).

Со  своей стороны  НБ КР,  эту сумму  перечисляет  банкам (эмиссия на корсчета), с жестким условием  максимально  льготного финансирования   проектов экспортного потенциала экономики. При этом  финансирование этих  проектов   производится:  во- первых,  в  определенном соотношении  с   вкладом частного  бизнеса;  во-вторых,  по  мере  представления  соответствующих актов приемки  завершенных  этапов  реализации проектов. Также представляется, что было бы  не лишним организовать для  частного  бизнеса бюджетное субсидирование  части  стоимости  валюты   при ее  покупке    для  импорта оборудования и технологий.

Таким образом,  кроме решения  основной задачи, расширяется  круг   частных компаний,  участвующих  в  реализации  проектов,  открываются  новые  рабочие  места, растет  общий  уровень доходов  населения.

Для  НБ КР  такая эмиссия  не будет  обременительным делом, чтобы убедиться в этом,  достаточно  лишь  взглянуть на   аналитический баланс НБ КР.  По его данным,    чистые  внутренние активы  НБ КР  — отрицательны.  Так на 01.03.20 г. их значение (минус 45.5) млрд. сомов, а  на 01.03.21 (минус 71.8) млрд. сомов, то есть   обязательства НБ КР перед экономикой    превышают  его активную часть  именно на эту сумму. Иными словами,  на сегодняшний день НБ КР на  71.8 млрд. сомов больше  изъял  денег из экономики,  чем  разместил  их  в экономике. Хотя за  этот период  все  центробанки  мира, наоборот,  значительно увеличили    активную часть  своего  баланса. НБ КР  же за  этот  период,  наоборот,  почти в полтора  раза  увеличил  свои обязательства  перед  экономикой.

Боязнь  того, что  бедность значительной части населения и  большая доля импорта в ВВП, обусловят  выход  этих денег на  валютный рынок, мне кажется  не  оправданной. Эмиссия  будет «размазана» во времени и по регионам и  вопрос  ее давления  на обменный курс  и,  соответственно,  влияния  на  импортные цены,  особо  заметен  не будет. Также  хотелось  бы, в этой связи,  напомнить  о всегда  актуальном  принципе, выдерживать правильное соотношение темпов роста «идеальной троицы»: производительность, зарплаты, цены.

 

В контексте  нацеленности экономики на  рост    производительности   и  экспорта  в хозяйствах  частного  бизнеса,  безусловно,  чрезвычайно важна  роль  прямых иностранных  инвестиций. Однако, поскольку  инвестиционная  среда  кыргызской экономики  проста  и  примитивна,   то основная часть  инвестиционных  возможностей  в нашей экономике  представлена  реальными активами.   Тогда как финансовые  активы  представлены  очень узким  составом финансовых инструментов,  реализуемых  в рамках   мелких  и   ограниченных  межбанковского  и фондового  рынков, обусловив этим отсутствие в инвестиционной  среде кыргызской экономики  необходимой  правовой основы. По поводу этой оценки  лишь напомню,  что развитая  инвестиционная среда  всегда функционирует  на  основе глубоко  проработанной  и  признанной  в  мировой практике правовой базы,  а ее   финансовый  менеджмент,   как правило,  принимает решения в рамках  установленных  рынком  этических норм.  Именно  этого  всегда  лишена  инвестиционная  среда,  функционирующая  в  рамках  не  развитой  экономики  и  наша  в этом  не  исключение. Отсюда,   на пути  инвестора,  предполагающего принять   решение  об  инвестировании  средств в кыргызскую  экономику,  сегодня стоят   два  основных препятствия, это:    неопределенность с обменным курсом и отсутствие судебной  защиты  бизнеса.

Зависимость  обменного курса от  дефицита  текущего счета платежного баланса  — это важный фактор,  характерный для  слабой  и не развитой экономики. В  мире есть много практических   примеров   выхода стран из  такой ситуации («тигры» Юго-Восточной Азии),  путем  фиксации  обменного  курса. Этот  режим  обменного курса  требует принятия на законодательном  уровне  страны решения  о создании  и  организации  функционирования «валютного комитета», а также  об ограничении   денежно — кредитной  политики центрального банка.  Но  при этом  власти  максимально жестко и бескомпромиссно  реализуют  экспортную  стратегию  понимая, что  в противном случае  возможна потеря  золото- валютных резервов страны. Готова  ли наша  власть  к  принятию  таких  решений, — не знаю. Для меня этот вопрос остается открытым. Однако, надо не забывать, что любой  инвестор,  предполагающий  прийти  в страну на долго,   прежде всего  анализирует  дефицит текущего счета платежного баланса   и динамику  изменения  его структуры.

Независимая и непредвзятая правовая  защита  инвестиций –это  главное и важнейшее  условие привлечения  иностранных инвесторов  в страну. К сожалению, в Кыргызстане проблема  судебной защиты бизнеса  не может быть решена  иначе,  как  только  путем  переноса  высшей инстанции   в страну с развитыми институтами и  независимой  судебной  системой  (допустим  в Лондон). Других  быстрых решений  этой проблемы у нас просто не существует. Сегодня  кыргызская судебная система это закрытая  корпорация  со своими  не писанными  корпоративными законами  и правилами,  и   пытаться реформировать ее  изнутри,  привлекая  к принятию решений членов  этой корпорации, — безнадежное дело.

Уверен, в этом убедились все,  кто  хоть одним глазом  следил  за  ходом реформирования нашей судебной системы,  проводимой властью    все последние годы.

В завершении  хочу  подчеркнуть, что все  происходящее  сегодня в кыргызской экономике, не является  чем-то  новым и  ранее  неизвестным. Многие   страны проходили через это, просто власти одних стран искали и находили  решения, а затем  жестко  «продавливали»  их  практическую  реализацию,  добиваясь  задуманного  результата,  а  других:

— или  считали, что прошлые решения будут  хороши и сегодня, что на самом деле является  не более чем иллюзией;

— или, особо не задумываясь, пускали все «на самотек»,— приводя страну  к неизбежному,  в  обоих   последних  случаях,   кризису.

Последнее  замечание. Одним из признаков эффективного управления считается умение менеджмента выйти за рамки  рассматриваемой проблемы. Когда  вы находитесь  внутри  проблемы,  на вас действует  эффект,  так называемой «абберации  близости», то есть вы не видите проблему в ее внешнем  окружении. При  этом сравнивать надо  не с лучшими,  а с худшими примерами,  так как только  тогда  вы видите  реальное  положение  дел. В этой связи   приведу  один,   но,  как мне кажется,  показательный  пример.

Мировой финансовый  кризис  1998  года  начался   с  Тайланда. Тогда  он имел дефицит текущего счета  в  4% ВВП,  а доверие инвесторов держалось на том, что  страна отличалась  высокой нормой   внутренних сбережений, к тому же  исполнение  бюджета Тайланда всегда  завершалось  с положительным сальдо.  Остается  только  заметить, что здесь   сравнение  далеко не  в пользу   Кыргызстана.

 

Бишкек,   май  2021

Новости FinMarket
14.10.2021
Экономьте ваше время

Сравнивайте, подбирайте финансовые продукты и управляйте финансами онлайн.

Доступ с любого устройства

Доступ со смартфона, планшета, компьютера...

Безопасность и конфиденциальность

Современные средства и технологии защиты конфиденциальности.

Широкий спектр услуг

Портал финансовых услуг, предоставляет большой спектр возможностей.

Новости

...
28.02.2022
Конкурсная программа проекта Обеспечение доступа к рынкам.

Отдел Реализации Сельскохозяйственных Проектов приглашает организации, связанные с предоставлением финансовых услуг, принять участие в конкурсной программе проекта Обеспечение Доступа к Рынкам. Конкурс предусматривает выделение грантовых средств в размере до 50 тыс. долл. США. К конкурсе могут участвовать банковские и страховые организации, микрофинансовые и микрокредитные компании.

читать полностью
...
08.02.2022
Состоялся круглый стол в НБКР по проекту реализации цифровой финансовой платформы «FinMarket»

3 февраля 2022 года в Национальном банке Кыргызской Республики состоялся круглый стол с участием представителей ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» и коммерческих банков Кыргызской Республики.

читать полностью
...
08.02.2022
Союз банков Кыргызстана встретился с представителями южнокорейской компании KT Corporation

2 февраля 2022 года прошла деловая встреча Президента Союза банков Кыргызстана Анвара Абдраева с Директором представительства KT Corporation г-ном Ким Хак Су, на встрече также принимали участие Менеджеры по развитию бизнеса представительства KT Corporation Айсулуу Умамбекова и Эльгиза Раева.

читать полностью
...
14.10.2021
Получайте международные переводы на карты ЭЛКАРТ через сервис PAYSEND

PAYSEND, при поддержке партнеров в Кыргызстане ОАО «Бакай Банк» и ЗАО «Межбанковский процессинговый центр», запустил международные онлайн переводы на карты ЭЛКАРТ, выпущенные всеми банками республики.

читать полностью
...
08.02.2022
Все коммерческие банки работают в штатном режиме и стабильно предоставляют весь спектр банковских услуг

В связи с участившимися случаями распространения информации негативного характера, с призывами закрытия счетов в отдельно взятых банках, которую распространяют посредством мессенджеров и в социальных сетях, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» официально заявляет: данная информация является ложной, целью которой является дестабилизация банковского сектора Кыргызской Республики!

читать полностью
...
15.10.2021
Официальный визит представителей финансового отрасли Кыргызстана в Республику Армения

С 27 сентября по 1 октября 2021 г. состоялся официальный визит представителей финансового отрасли Кыргызстана в Республику Армения для изучения опыта создания института финансового примирителя.

читать полностью
...
15.10.2021
ОАО «Айыл Банк» выдает беспроцентные займы для поддержки микро-, малых и средних предприятий

В целях оказания поддержки микро-, малым и средним предприятиям в реагировании на кризисную ситуацию, обусловленную пандемией COVID-19, и в период восстановления после нее между ОАО “Айыл Банк” и Министерством экономики и финансов были подписаны Соглашения.

читать полностью
...
15.10.2021
Результаты опроса по определению заинтересованности организаций финансового сектора во внедрении стандартов ESG

В настоящее время Союз банков Кыргызстана при поддержке Программы IFC «Комплексные экологические, социальные и управленческие стандарты (ESG)» проводит работу по разработке, обсуждению и применению финансовыми институтами рамочной политики по устойчивому финансированию, а также по определению приоритетов для финансового сектора в части продуктов устойчивого финансирования.

читать полностью
...
08.02.2022
POS-терминалы с функцией ККМ-онлайн от «РСК Банка»

Впервые в Кыргызстане ОАО «РСК Банк» совместно с Государственной налоговой службой КР внедрило проект, в рамках которого начало бесплатную установку pos-терминалов с функцией ККМ-онлайн в торгово-сервисных предприятиях по всей республике.

читать полностью
...
08.02.2022
«Керемет Банк» предоставляет предпринимателям ККМ с функцией POS-терминала АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО

Для создания благоприятного налогового климата и упрощения ведения бизнеса Государственная налоговая служба при Министерстве экономики и финансов КР предлагает в 2022 году освободить от налогов предпринимателей с годовым оборотом до 8 миллионов сомов, использующих в работе контрольно-кассовые машины с онлайн-отправкой данных в налоговые органы.

читать полностью
...
11.10.2021
Официальный визит представителей финансового отрасли Кыргызстана в Республику Армения

С 27 сентября по 1 октября 2021 г. состоялся официальный визит представителей финансового отрасли Кыргызстана в Республику Армения для изучения опыта создания института финансового примирителя.

читать полностью
...
11.10.2021
2-й Международный ПЛАС-Форум «Финтех без границ. Цифровая Евразия»

27-28 октября 2021 г., в г. Алматы состоится 2-й Международный ПЛАС-Форум «Финтех без границ. Цифровая Евразия». Организатором выступает Медиахолдинг ПЛАС. Союз банков Кыргызстана является информационным партнером мероприятия.

читать полностью

Финансовая грамотность

Семейный бюджет

Сбережения

Кредиты и долги

Защита прав потребителей

О финансах

Инвестирование

Финансовая безопасность и страхование

Налоги и отчисления

Банки и партнеры

Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр Партнёр

Портал услуг FinMarket

Поддержка цифровизации финансовых продуктов и услуг для малых и средних предприятий (МСП) и граждан. Система призвана, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку.

Система взаимодействует со следующими системами:
  • Программное обеспечение коммерческих и государственных банков.
  • Программное обеспечение страховых компаний.
  • Программное обеспечение фондовой биржи.
  • Портал государственных услуг.
  • И другие сервисы, подключенные по стандарту, определенным Системой.

 

Статистика портала FinMarket за 2021 год:

108 млн

услуг заказано через сайт FinMarket

114 тыс

зарегистрированных пользователей


Loading...